Cиндром эмоционального выгорания


      Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

      Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет каждому человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно складывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Общая картина синдрома.

      Идеализм, трудовой энтузиазм, воодушевление перетекают в состояние хронической усталости.

      Среди "выгоревших" чаще оказываются люди, ориентированные на успех и имеющие высокие идеалы (ощущение, что успех оказался несоизмеримо ниже затраченных усилий).

      Основные симптомы: упадок сил, снижение работоспособности, нарушения памяти, подавленность и усталость; повышенная восприимчивость к инфекциям и различные жалобы психосоматического характера.

Стадии эмоционального выгорания

      Первая стадия возникает на уровне выполнения функций, произвольного поведения: так называемые провалы в памяти (например, внесена ли нужная запись в документацию? задан ли планируемый вопрос? какой получен ответ?), сбои в выполнении каких-либо действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей стадия может длиться 3 - 5 лет.

      На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): не хочется видеть тех, с кем надо общаться по роду деятельности; кажется, что неделя длится нескончаемо; апатия нарастает к концу недели; появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, энергии, головные боли по вечерам; мертвый сон, без сновидений; увеличение числа простудных заболеваний); повышается раздражительность (человек заводится, как говорят, с пол-оборота). Время формирования данной стадии - в среднем от 5 до 15 лет.

      Третья стадия - полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, постоянное ощущение отсутствия сил, стремление к уединению. На этой стадии гораздо приятнее общаться с животными и с природой, чем с людьми.

Что приводит людей к выгоранию?

      - Внутренние факторы:
      желание быть признанным (попытка решения: выдающиеся успехи в профессиональной деятельности);
      желание ощутить тепло (попытка решения: симпатии людей, которым оказывается помощь);
      нереализованные желания, обусловленные внешними причинами (попытка решения: ориентация на успех, конкуренция), и др.

      - Внешние факторы:
      в профессиональной сфере - первичный стресс: нагрузки на работе; вторичный стресс: чувство брошенности на произвол судьбы и невозможности руководить процессом в неблагоприятных и нестабильных условиях; "заражение" от выгоревших коллег;
      в личной сфере, в семье: проблемы воспитания детей; обязанности по уходу за близкими; финансовые проблемы;

      - Недостающие способности:
      причина для выгорания может быть проста: человеку не по силам задание, с которым ему предстоит справиться (в этом случае есть только две возможности: либо повысить квалификацию, либо сменить место работы).

Модель поведения, предотвращающая выгорание (по М. Грабе):

      1. Дистанцирование. Проверить, насколько разумно соотнесение затраченных усилий, понесенных затрат и полученного результата. Посмотреть на работу и рабочие проблемы со стороны, сделать работу менее значимой в масштабах жизни, и тогда вернется желание работать с удовольствием, появятся новые идеи и планы.

      2. Время на полноценный отдых. Походы на природу, в гости, заботы о домашних животных, вышивание крестиком, чтение в удовольствие, сон и т.п. - все это поможет отнестись к работе как к части жизни, но не жизни в целом.

      3. Рефлексия. Познание своей души, диалог с самим собой, ответ на вопрос: "Я действительно так уж незаменим?". Кризисы заставляют людей задуматься. Для них становится очевидным, что двигаться в прежнем направлении уже невозможно, значит, надо изменить свой взгляд на мир.

      4. Поддержка семьи. На первых стадиях выгорания члены семьи могут стать созависимыми. Например, у "выгораемого" появится гипертрофированное желание работать. А члены семьи будут только поощрять это желание, еще больше отдаляя человека от семьи. Близкие могут помочь, если они способны сопоставить его поведение с реальностью и потребовать соблюдения определенных норм, например, не поощрять полный уход в работу, напоминать о совместных походах, праздниках, обедах. Вернуть выгорающего к нормальной жизни возможно лишь в том случае, если он заметит: все то, что он променял на вещи, которые казались ему такими важными, при ближайшем рассмотрении также имеет какой-то смысл и доставляет радость.

      5. Создание противовеса. Помимо работы важной эмоциональной составляющей являются межличностные отношения. Любовь, дружба, компании по интересам, хобби, спорт могут стать противовесом основной деятельности.

Методы саморегуляции

      Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием путем воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

      В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:
      - успокоение (устранение эмоциональной напряженности);
      - восстановление (ослабление проявлений утомления);
      - активизация (повышение психофизиологической реактивности).

      Методы саморегуляции можно разделить на естественные и искусственные.

      Естественные основаны на использовании тех возможностей, которые имеются под рукой (по существу, они связаны с разумным планированием режима своего труда и отдыха). Вспомните: что вы делаете дома и на работе, чтобы улучшить настроение и успокоиться? Есть ли у вас секреты, помогающие вам восстановить внутренний эмоциональный баланс и равновесие в стрессовой ситуации?

      Если вы смогли вспомнить не менее пяти занятий, которые помогают вам защититься от разрушающего стресса, хорошо. Если же вы не можете определить одно-два таких занятия, это признак того, что вы себя "забросили", пустили стихию разрушительного стресса на самотек, что, безусловно, плохо.

      Обычно называют такие средства самопомощи в стрессе:

      - На первом месте по эффективности стоит различная физическая нагрузка (спорт, прогулки и т.д.). Большинство отмечают: важно хотя бы немного физически устать, и психологическая усталость проходит, раздражение заметно снижается, а то и совсем исчезает.

      - Довольно часто люди отмечают, что быстро успокоиться и привести нервы в порядок помогает вода: плавание, различные водные процедуры (ванная, душ, баня, сауна).

      - Хорошо, если у человека есть какое-либо увлечение, помогающее ему расслабиться и получить удовольствие: например, отдых в кругу семьи, общение с детьми, прогулки с собакой. Мужчины предпочитают заниматься машиной, а женщины ходить по магазинам.

      - Важно доставлять себе разного рода удовольствия.

      - Снимать стресс помогает общение со спокойными и оптимистично настроенными людьми.

      - Хороший эффект дают длительный и крепкий сон, классический массаж, рефлексотерапия (иглотерапия, точечный массаж), самовнушение, ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия.

      Искусственные методы - это способы саморегуляции, позволяющие сбрасывать внутреннее напряжение, успокаиваться и управлять самим собой в стрессовой ситуации, целенаправленно разработанные в практической психологии.

      Существует три основных метода психоэмоционального восстановления: аутотренинг, медитация и релаксация.

      Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
      Аутоттренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога, так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального напряжения педагога и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени.
      Для усиления эффекта рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.

      Медитативные техники. Данный метод является наиболее эффективным в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основан на достижении покоя, освобождения от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению, "очищению разума" и накоплению энергии.
      Техники могут применяться как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха, (например, на переменах, в транспорте). Музыкальное сопровождение усиливает эффект.

      Релаксационные техники. Преимущество этих техник в том, что они позволяют достичь расслабления и отдыха за короткий промежуток времени, не требуют технического оснащения, длительного обучения, успешно используются индивидуально, особенно когда становится привычным их выполнение.


Copyright © 2012 - 2024 Горецкий педагогический колледж      
учреждения образования "Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова"